Стоимость вступления в СРО УК ЖКХ 27 000
— Компенсационный фонд 3.000 рублей  
— Годовой членский взнос 24.000 рублей  

СРО управляющих компаний в жилищно-коммунальной сфере

Государственная Дума в 2012 году внесла в Жилищный кодекс РФ поправки, подразумевающие введение института саморегулирования в области управления многоквартирными домами. Потребность в создании СРО ЖКХ появилась уже давно, главной причиной этого стали проявляющиеся недостатки в управлении отраслью. Наиболее четко они видны на следующих примерах:

  • отсутствуют четкие правила и требования в ведении профессиональной деятельности;
  • отсутствуют стандарты качества для услуг и работ, осуществляемых в управлении многоквартирными домами;
  • у участников рынка нет фактической ответственности за осуществляемые ими действия.

В итоге в области жилищно-коммунального хозяйства наблюдаются многочисленные злоупотребления, недобросовестная конкуренция и падение качества предоставляемых услуг. Изменения, предполагающие введение СРО в сфере ЖКХ, позволяют качественно переломить ситуацию в положительную сторону путем создания механизмов саморегулирования в деле управления многоквартирными домами. Управляющие компании для сохранения возможности работы с 1 сентября 2013 года должны будут входить в одно из существующих на рынке СРО ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство — новые правила работы компаний

Внесенные в Жилищный кодекс РФ изменения обязывают компании, желающие работать в сфере ЖКХ, получать необходимую разрешительную документацию. Она может выдаваться:

  • государством (ЖКХ лицензии);
  • саморегулируемыми организациями (допуски СРО ЖКХ).

Государственное регулирование здесь предусмотрено для небольшого процента случаев, большинству управляющих компаний необходимо вступать в СРО ЖКХ. При этом компании разрешается быть членом только одного профессионального объединения.

Внутри каждого НП СРО ЖКХ (некоммерческого партнерства) в обязательном порядке ведется реестр, содержащих сведения обо всех его членах. Вступление и дальнейшее членство в СРО в сфере ЖКХ накладывает обязательства по уплате единовременных и регулярных взносов. Управляющие компании платят вступительные и членские взносы. Кроме этого, существует компенсационный фонд, платеж в который также является обязательным. Величина этих взносов определяется коллегиальным органом управления каждой отдельной саморегулируемой организации.

Каждому члену СРО ЖКХ необходимо внести не менее 100 000 рублей в компенсационный фонд партнерства. Из этого фонда осуществляется погашение ущерба собственникам помещений, причиненного одной из управляющих компаний, входящей в состав объединения и некачественно выполнившей свою работу. Взнос в компенсационный фонд осуществляется в виде разового платежа. Исключением тут являются случаи, когда компании производят возмещение выплат, сделанных из этого фонда.

Работа компаний с допуском СРО ЖКХ будет находиться под постоянным контролем. Во-первых, следить за качеством проводимых работ и предоставляемых услуг будет непосредственно саморегулируемая организация, так как это поможет ей поддерживать положительную деловую и профессиональную репутацию. Во-вторых, законом предусмотрен государственный контроль работы СРО. Законодательно прописаны, в том числе, ситуации, в которых управляющая компания может исключаться из рядов саморегулируемой организации. В том числе, причиной этого могут стать жалобы муниципальных или региональных властей на то, что УК недобросовестно исполняет свои обязательства и нарушает установленные правила работы.

Саморегулирование в ЖКХ — обоснование актуальности и цели перехода

Потребность в создании саморегулируемых организаций в жилищно-коммунальной сфере и непосредственно в области управления многоквартирными домами появилась достаточно давно. Укажем главные причины того, почему вопрос о серьезном пересмотре правил работы в отрасли встал настолько остро.

  1. В российском ЖКХ в течение последних лет произошли серьезные перемены, в результате которых, в частности, на рынке появилось большое количество управляющих компаний. У многих из них есть определенный потенциал к развитию собственной отрасли, причем не только на муниципальном, но и на региональном и федеральном уровне. Для таких компаний вступление в СРО — возможность реализации собственных замыслов и формирование новых цивилизованных правил работы, соответствующих современным реалиям.
  2. Многие работающие сегодня управляющие компании готовы принимать активное участие в управленческих процессах и формировать правила, по которым отрасль будет работать в будущем. В частности, они способны:
    • активно участвовать в разработке и внедрении техрегламентов, различных стандартов и прочих положений, регулирующих собственные технологические процессы;
    • осуществлять разработку правил для сферы ЖКХ в целом, и конкретно в вопросах ответственности перед потребителями.
  3. Требуется налаживание эффективной трехсторонней коммуникации между органами власти, представителями бизнеса и потребителями услуг. Здесь каждая из сторон должна хорошо понимать, кто и на основе чего решает те или иные вопросы.
  4. Необходимо избавление от сложной и недостаточно эффективной системы регулирования процессов, происходящих в сфере ЖКХ. Формирование СРО УК и ТСЖ в таком случае будет необходимым шагом в оформлении управленческих механизмов, адекватных сложившейся ситуации.

Существовавшие еще совсем недавно законы в сфере управления многоквартирными домами серьезно критиковались как игроками этого рынка, так и оценивающими его экспертами. Среди их недостатков отмечалась неполнота, масса недоработок, неопределенность, а очень часто и противоречивость. Формирование системы саморегулирования в ЖКХ позволяет поправить столь неблагоприятную ситуацию, в том числе, с помощью самих управляющих компаний. Вместе с этим, никто не оспаривает важность государственного регулирующего участия в данной отрасли. Более того, звучат разговоры о необходимости складывать усилия государства и саморегулируемых организаций для того, чтобы добиться более высоких результатов.

Обновление законодательной базы и дальнейшая практическая работа по созданию саморегулируемых организаций в ЖКХ, объединяющих управляющие компании на основе постоянного членства, как раз и даст возможность сформировать систему регулирования отрасли профессиональным сообществом и государством. Создаваемые СРО УК и ЖСК в данном случае принимают на себя ответственную задачу по разработке комплекса стандартов и правил, которые станут обязательными для всех членов объединений. За счет этого будет эффективно решена задача создания унифицированной системы управления данной отраслью, а также внедрены эффективные механизмы сотрудничества с органами власти на местном и федеральном уровне, собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями.

Формирование объединяющих ЖК и ТСЖ СРО позволяет применить один из наиболее действенных контролирующих механизмов, который хорошо показал себя на практике во многих странах. Его введение позволяет именно профессионалам рынка заниматься определением правил игры при одновременном снижении влияния инициатив чиновников. Управляющие компании должны будут вступать в некоммерческие партнерства, и получать свидетельства СРО как основные разрешительные документы. Это позволит минимизировать риски прихода в отрасль недобросовестных игроков. В процессе вступления в СРО каждому претенденту потребуется пройти многоступенчатый отбор, в ходе которого нужно будет подтвердить соответствие стандартам и прочим требованиям, касающимся:

  • оснащенности необходимыми техническими средствами;
  • квалификации руководящих работников;
  • финансовой стабильности;
  • профессиональной подготовленности сотрудников компании;
  • качества и обеспечения безопасности при проведении работ и предоставлении услуг;
  • страхования профессиональной ответственности.

Наличие таких требований приведет к уходу с рынка компаний-однодневок и недобросовестных игроков уже на этапе вступления в саморегулируемую организацию в ЖКХ. Начало работы системы СРО в жилищно-коммунальной отрасли позволит избавить ее от административного давления и чиновничьей бюрократизации. Вместо этого вступят в действие правила, сформированные профессиональным сообществом внутри себя. При этом законы Российской Федерации останутся основой для создания этих механизмов саморегулирования.

Появление СРО управляющих компаний — в чем польза для рынка

Во-первых, нужно обязательно отметить, что создание НП СРО ЖКХ не предполагает дополнительной финансовой нагрузки на обычных граждан, оплачивающих коммунальные услуги. Это условие было выставлено в качестве одной из основ в ходе разработки и принятия описываемых поправок в Жилищный кодекс.

Саморегулируемые организации в самых разных областях работают во многих странах. Накопленный опыт саморегулирования говорит о том, что подобная практика приводит к выработке внутри профессионального сообщества достаточно эффективных стандартов ведения деятельности. Государство передает эти полномочия непосредственно участникам рынка, в результате чего из них формируются ответственные компании, смотрящие на перспективу и ориентированные на то, чтобы их отрасль постоянно развивалась. Параллельно с этим происходит очищение рынка от недобросовестных участников, так как ущерб от их плохой работы оплачивается из общей копилки. В таких условиях добросовестные игроки сами не допустят появления в своих рядах непрофессионалов или откровенных мошенников. Компенсационный фонд, который по закону будет в каждой СРО ЖКХ, позволяет решить обозначенную выше проблему материальной ответственности управляющих компаний перед потребителями услуг. С помощью этого фонда любой причиненный в результате некачественно проведенных работ вред будет быстро и легко возмещен.

Деятельность НП СРО ЖКХ подстегивает конкурентную борьбу не только между членами одного партнерства, но и между разными саморегулируемыми организациями. Это приводит к тому, что в СРО в сфере ЖКХ и иных отраслях происходит формирование постоянно повышающихся требований к качеству выполняемых работ и предоставляемых услуг относительно тех, которые сформулированы государством.

Саморегулирование в ЖКХ пришло на смену лицензированию, в результате чего весь рынок жилищно-коммунальных услуг начал переходить на более цивилизованную форму работы. Государственный контроль и давление чиновников остаются в прошлом, их сменяют современные механизмы внутреннего самостоятельного регулирования работы отрасли. Вступление в силу нового закона привело к тому, что у саморегулируемых организаций в ЖХК появилась решающая роль в определении правил ведения бизнеса в их профессиональной среде. За государством в данном случае сохраняются лишь некоторые контролирующие функции. У СРО УК и ЖСК появляется возможность самостоятельного определения качественных стандартов предоставления услуг. Отбор соответствующих им организаций, принятие их в ряды своих членов и выдача допусков заменяет собой существовавший ранее институт лицензирования.

Многолетняя практика существования саморегулирования в ЖКХ в других странах говорит о том, что компании из одной отрасли вполне способны успешно решить задачи контролирования деятельности всех членов таких некоммерческих партнерств. Нужно отметить, что вместе с процедурами контроля объединения также принимают на себя полную ответственность за недобросовестное осуществление своих функций любым из его членов.

Саморегулирование в ЖКХ позволяет налаживать эффективное взаимодействие между всеми участниками управления жилыми домами. К основным субъектам управленческого процесса можно отнести:

  • жильцов домов и создаваемые ими объединения (ЖК, ЖСК, ТСЖ);
  • управляющие компании, занимающиеся управлением многоквартирными домами на профессиональной основе;
  • поставщиков коммунальных услуг;
  • органы региональной власти и местного самоуправления.

Формирование саморегулируемых организаций в ЖКХ ведет к упрощению и упорядочению взаимодействия между всеми перечисленными в списке субъектами.

Наша компания уже на протяжении нескольких лет предоставляет профессиональные услуги по сопровождению фирм и ИП, вступающих в саморегулируемые организации в различных сферах. В связи с последними законодательными изменениями мы начали активно работать в направлении СРО в сфере ЖКХ и предлагать свои услуги заинтересованным компаниям, выбирающим профессиональное объединение для дальнейшей работы. Наши специалисты окажут помощь в выборе подходящей саморегулируемой организации, подготовке требуемых ею документов и сопровождении их рассмотрения.

Саморегулирование в ЖКХ — формат, решающий многие проблемы

Ни для кого не является секретом то, что в России работа многих коммунальных предприятий оценивается потребителями услуг неудовлетворительно. В отдельных случаях складывается настолько серьезная ситуация, что существующие в отрасли проблемы становятся угрозой социальной стабильности. Обеспокоенность этим проявляется уже на нескольких уровнях — у органов власти, общественных организаций и простых граждан. Необходимость вступления в СРО и введение в жилищно-коммунальной отрасли специальных допусков (свидетельств СРО) в качестве разрешительных документов позволяет переломить ситуацию и перейти к выводу данного сектора на более высокий качественный уровень в предоставлении услуг.

Выдача государственных лицензий и проводимый госорганами мониторинг работы предприятий в сфере ЖКХ показали свою неэффективность. Кардинально изменить ситуацию в положительную сторону способен именно контроль работы каждой компании внутри отрасли, осуществляемый непосредственно коллегами по цеху.

Среди основных преимуществ формирования из ЖСК или ТСЖ СРО отмечается максимальная открытость подобных некоммерческих партнерств. Законы РФ и внутренние правила работы саморегулируемых организаций обязывают их публиковать в открытых источниках сведения, касающиеся следующих аспектов деятельности:

  • списочный состав СРО;
  • ответственность каждого из членов саморегулируемых организаций в ЖКХ перед потребителями и прочими субъектами;
  • стандарты и правила работы профессиональных объединений;
  • структура сформированных внутри СРО управляющих и специализированных органов, а также область их компетенции;
  • решения, принимающиеся общим собранием членов и коллегиальным органом управления;
  • случаи привлечения членов СРО к ответственности за нарушения российских законов, а также стандартов и правил, принятых внутри профессионального объединения;
  • перечень исков и заявлений, которые подавались СРО в суды;
  • результаты проверки деятельности членов саморегулируемых организаций, и так далее.

Вступление в СРО в сфере ЖКХ, порядок и этапы

Для приема управляющей компании в саморегулируемую организацию в области жилищно-коммунального хозяйства необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление о желании стать членом СРО ЖКХ;
  • копия свидетельства, подтверждающего государственную регистрацию юрлица или индивидуального предпринимателя;
  • бумаги, подтверждающие соответствие претендующей организации правилам, установленным конкретной СРО для новых членов.

Закон запрещает требовать от организаций и индивидуальных предпринимателей на данном этапе другие документы. Подготовка требующегося комплекта бумаг связана с определенными сложностями, вызванными отсутствием у компаний опыта в данном вопросе, а также различиями в требованиях к новым членам у разных саморегулируемых организаций.

После подачи бумаг на членство СРО управляющих компаний должна в течение 30 дней проверить их и принять решение. Это время отводится не только на определение возможности или невозможности принятия в свой состав нового конкретного члена, но и на то, чтобы отправить или вручить ему уведомление о результатах рассмотрения его документов. 30-дневный срок является максимальным, на практике же бумаги рассматриваются намного быстрее. При участии наших специалистов Вы получите обоснованный ответ на свой запрос о вступлении в СРО в течение 1-2 дней.

Авторы поправок в Жилищный кодекс считают, что путем создания СРО управляющих компаний будет сформирована единая система управления для всех существующих уже ЖК, ЖСК, ТСЖ и УК, которые в России за 5-10 последних лет появились в большом количестве. При согласовании их основных правил работы со СРО будут созданы общие стандарты качества проведения работ и предоставления услуг, а также единые принципы ценообразования.

С 2007 года число частных управляющих компаний в России выросло в 9 раз и достигло 90%. Рынок был стремительно переформатирован, но из-за отсутствия четко сформулированного направления развития на нем произошли серьезные перекосы. Предусмотренная сегодня обязанность вступать в СРО ЖКХ дает толчок к упорядочению развития данного рынка и созданию оптимальных условий работы путем мягкой рыночной эволюции.

В Москве и регионах России в настоящее время уже сформировано большое число НП СРО ЖКХ, и в то же время продолжается создание новых профессиональных объединений. У нас налажены партнерские отношения со многими из них, и работа в этом направлении не прекращается. Нашими партнерами являются и крупные организации, к примеру, НП СРО МГУ ЖКХ, и небольшие региональные профессиональные объединения. В Москве и Санкт-Петербурге для желающих вступить в СРО ЖКХ нет особых сложностей, так как в европейской части России работает немало серьезных профессиональных объединений в данной отрасли (к примеру, СРО «Жилищный комплекс» и так далее). У региональных компаний в этом вопросе зачастую возникают определенные сложности. Здесь многое определяется размером региона, а также развитостью его отрасли жилищно-коммунального хозяйства и другими факторами. В случае обращения в нашу компанию этот вопрос решается быстро и всегда в Вашу пользу. Мы поддерживаем доверительные отношения не только с базирующимися в центральных городах страны СРО для управляющих компаний, но и сотрудничаем с объединениями из Татарстана (СРО ЖКХ РТ), а также саморегулируемыми организациями из Приволжья, Сибири, с Урала и Дальнего Востока.

Мы детально изучаем потребности и возможности каждого обратившегося к нам клиента, и на основе этого подбираем наиболее подходящее ему некоммерческое партнерство. Наши специалисты оказывают помощь в написании заявлений на вступление, дают разъяснения по основным правилам для членов СРО ЖКХ МГУ и других саморегулируемых организаций, готовят вступительную документацию и сопровождают процедуры по ее проверке до получения положительного результата.